Бизнес-школа при институте экономики УрОРАН
Вход для слушателей Клуб В
Философия нашей бизнес-школы:
живая экономика - это отражение нашего восприятия бизнеса как жизнеутверждающего творчества

Программы обучения MBA General Mini-MBA Менеджмент Финансы Маркетинг и реклама Управление персоналом (HR) Продажи Управленческие навыки и личная эффективность Логистика и закупки Розница Управление производством Программы для руководителей Психологические программы и личностные тренинги Корпоративное обучение ВЭШ-Консалтинг Центр практической психологии и развития личности Мастер-классы

Фотоотчеты

"Стратегическое моделирование будущего компании"

25 Февраля 2008

«Будущее не падает с неба, как дождь, но вершится действиями тех, кто уже сегодня берет ответственность за него».
Это отношение к  будущему корпорации Philips.

Константинов Г. Н. «Стратегическое моделирование будущего компании», так назывался семинар,  прошедший  в «Высшей Экономической Школе».
Геннадий Николаевич Константинов – профессор ГУ – Высшей Школы Экономики, один из ведущих российских консультантов по стратегическому менеджменту,  вел в течение дня разговор о вечно  интересной и  актуальной теме: Что ждет нас в будущем?  И что такое позиция компании или отдельного человека в отношении будущего.
 

 

 

В каком обществе мы будем  жить?
В Обществе знаний. Мы находимся в ситуации переходного периодa от инвестиционной экономики, в которой господствовала парадигма финансов и стоимости бизнеса,к экономике знаний.  В обществе знаний, источниками благосостояния становится способность компании формировать знания и  трансформировать их в действия, то есть интеллектуальный капитал и социальный капитал, как доверие между заинтересованными в бизнесе группами, от собственников до широкой общественности.

Основные факторы успеха в этой системе - это капитализация знаний, инновации, доверие и  со-творчество.  Последние очень важны для создания новых моделей  организации бизнеса - сетевых, кластерных структур, которые, по мнению экспертов, и будут формировать правила развития рынков в ближайшее время.  Компании и люди будут объединяться, и выигрывать,  благодаря согласованию долгосрочных интересов и  видению, а не административному указанию сверху. Соответственно роль «видения будущего» для  компаний, корпораций и отдельного человека становится определяющей в их развитии.

Кто станет движущей силой развития компаний?
Креативный класс. В обществе знаний ключевым становится креативный класс, носитель знаний и навыков. В индустриальную (инвестиционную) эпоху рабочий класс был заинтересован в корпорации, в эпоху знаний уже корпорация вынуждена будет  заинтересовывать в себе сотрудников, и рабочих специальностей, и топ-менеджеров и дисциплинарных специалистов, способных   создавать и воспроизводить знания, но их уже не хватает.  Но этими людьми нельзя командовать и директивно управлять. Удерживать их будут  компании, обладающие привлекательными идеями (видением), согласовывающие с ними взаимные интересы, доверяющие  им участие  в стратегических процессах и управление.     

Почему для компаний так важно «виденье будущего» и чем оно отличается от цели?
Видение – это актуализация будущего, определение  «намерений»: что хочется  сделать, и чего хочется добиться. Но виденье, в отличие от целей, не сухая констатация фактов, выраженная в цифрах. Видение – это эмоции,  выраженные в  четком, ярком, многомерном  и живом образе, который имеет временные и  пространственные  характеристики.

Временная перспектива   создает  пространство возможностей для  задач, идей и решения, и соответственно  формирует наши действия.  Чем ближе временной горизонт, тем уже это пространство, тем меньше мы влияем на свое будущее и больше  шансов  даем  другим влиять на нас. Возьмем две  Компании: одна думает в пределах двух-трех лет, и в рыночных долях, то есть в сухих  целевых фактах. А другая компания думает в пределах десятилетий, например, 15 лет, в этих горизонтах в сухих фактах думать можно, но  только в контексте эмоционального образа. Одинаково ли они будут ставить задачи, принимать решения и действовать на рынке?

Кто будет более успешен, юноша, который здесь и сейчас  думает  о получении аттестата через год, или юноша, который здесь и сейчас думает и действует  с позиции своего положения через 15 лет? И в добавлении, мотивация компетентных сотрудников деньгами уже не является гарантией их удержания, многие из них уже прекрасно осознают, что их знания и навыки – это капитал. Процесс не стоит на месте, если раньше постулаты были следующие «Есть земля, будут деньги», затем «Будут деньги, будет земля», то сейчас «Есть знания, будут деньги».   

А что такое моделирование будущего компании?
Это не совсем простой процесс, и он требует определенного мышления и умений, но было бы желание, остальное все случится.

Видение будущего
Намерения – это то, что компания собирается реализовать в будущем. Это та часть будущего, которая «в руках» компании.



Предвидение связано с пониманием текущих намерений тех людей или компаний, которые могут изменить условия бизнеса. Это могут быть стратегии конкурентов, новые технологии. Это та часть будущего, которая « в руках» других игроков.



Прогнозы дают информацию о будущем. Эта информация относится к процессам, которые не зависят от стратегических намерений, протекают
вне воли людей или компании. Это та часть будущего, которая неизбежна.


Гипотезы структурируют неопределенность, создают основу для контроля над ней.

 

Каждый из этих факторов потребует от компаний  в первую очередь умения работать с информацией: находить факты, интерпретировать и делать выводы. И переводить это в действия. Объем и качество необходимой информации, конечно, зависит от характеристики видения во временной перспективе. Или компании достаточно аналитических и маркетинговых данных по рынку, или ей необходимо анализировать мировые тренды социального, экономического  и культурологического характера.  

Как переводить модель в действия?
Качественная модель позволяет выявить стратегические разрывы между тем, что есть на данный момент в компании, в количественных и качественных параметрах, и что ей будет необходимо для реализации стратегических намерений. Ликвидация этих разрывов превращаются в цели,  в стратегические планы и действия.

На семинаре был задан вопрос, с позиции видения будущего: Может ли любой из сидящих в зале стать президентом крупнейшей в мире бизнес-корпорации? Автоматический ответ, который сорвался – «Это не реально». Но поразмышляв в контексте семинара: временной перспективы,  предвидения, прогнозов, гипотез и стратегических разрывов, возникло несколько альтернативных решений как этого вполне реально достичь.

Что тормозит реализацию видения будущего?  
Есть несколько важных компонентов, которые  в реальности, играют самую ключевую роль в достижении целей будущего: ЭТО ВЕРА И ВОЛЯ. Вера в то, что это осуществимо, и будущее будет таким, каким мы его представляем и воля в действиях. 

Что проще, реальность трансформировать под будущее, или будущее, по сути, образ в голове,  упростить под реальность? Конечно второе. Проще и удобнее желать  «реальное», в близких и не рискованных границах.    Немногие вплетают воедино масштабное ВИДЕНИЕ, ВЕРУ И ВОЛЮ. И именно они правят миром. Чаще всего мы идем по более простому пути и подгоняем видение под настоящее, тем самым, закрывая себе и возможности и горизонты.    

 

Бизнес-школа «Высшая экономическая школа». основана в 2004 г. Бизнес-образование: семинары, тренинги в Екатеринбурге.

620075, г. Екатеринбург, ул. Тургенева, 22 Карта проезда
342-01-10 (11,12,13), 361-32-32, info@veshk.ru ICQ: 590890024

      Промо Эксперт - продвижение сайтов.


1