Вход для слушателей Клуб В
Философия нашей бизнес-школы:
живая экономика - это отражение нашего восприятия бизнеса как жизнеутверждающего творчества

Программы обучения MBA General Mini-MBA Менеджмент Финансы Маркетинг и реклама Продажи Управление персоналом (HR) Тренинг тренеров Управленческие навыки и личная эффективность Логистика и закупки Розница Управление производством Программы для руководителей Психологические программы и личностные тренинги Корпоративное обучение ВЭШ-Консалтинг Центр практической психологии и развития личности Мастер-классы

Фотоотчеты

"Куда пойти учиться?"

25 Февраля 2010 (Журнал "Куда пойти учиться", ноябрь 2009 г.)

Бенджамин Франклин когда-то сказал: «Если высыпать содержимое кошелька себе в голову, его уже никто у вас не отнимет». Если деньги у вас есть, голова тоже, а приобретенный опыт подсказывает, что его недостаточно – тогда настало самое время серьезно подумать о бизнес-образовании. О том, что означает этот термин и как выбрать оптимальную для себя программу обучения, мы беседуем с директором Высшей Экономической Школы при Институте Экономики УрО РАН – Юлией Голомшток.

- Юлия, где лучше всего получать дополнительное образование?

- По большому счету, чтобы ответить для себя на вопрос «куда пойти учиться?», необходимо разобраться с причинами собственной потребности в обучении, т.е. для чего Вы планируете получить дополнительное образование.

Вариант первый, Вы планируете кардинально поменять сферу деятельности, например, имея базовое медицинское образование и опыт работы врачом, в Ваших планах начать работать в сфере управления и экономики. В таком случае, целесообразным будет получение второго высшего образования, где заложат основы экономических знаний и знаний по менеджменту. И только после того, как сформируется основа, появится реальный опыт и реальные проблемы от недостатка знаний, имеет смысл задуматься о получении бизнес-образования в этой сфере.

Вариант второй, Вы решаете заняться другим направлением в своей сфере деятельности, например, Вы – бухгалтер и решаете стать финансовым менеджером. Когда база знаний уже сформирована, необходимы конкретные инструменты и технологии для решения новых задач. В этом случае оптимальным вариантом будет обучение на программе профессиональной переподготовки. В нашей бизнес-школе из таких программ можно выделить «Инновационный маркетинг и брендинг», «Финансовый менеджмент», «Менеджер по персоналу: технологии управления человеческими ресурсами», «Управление интегрированными маркетинговыми коммуникациями».

Вариант третий, Вы закончили высшее образование и работаете по специальности, например в сфере HR (управление персоналом). При этом, несмотря на теоретические знания, приобретенные в вузе, к примеру, о том, как проводить оценку персонала, на практике Вы сталкиваетесь с отсутствием навыков, технологий и методик решения этой профессиональной задачи. В этой ситуации решить вопрос развития собственных компетенций поможет программа повышения квалификации. Среди таких программ в нашей бизнес-школе представлены: «Финансы для руководителей», «Профессиональные навыки управления людьми», «Управление предприятием», «Управление магазином», и т.д.

И, наконец, вариант четвертый – Вы работаете в сфере управления: компанией  в целом или каким-либо направлением (продажи, производство, проекты и др.). Тому, как организовывать процессы и управлять людьми невозможно научиться в вузе, поскольку научить этому может только человек, который сам обладает этой компетенцией, т.е. человек от бизнеса. Если преподаватель сам не имел опыта управленческой работы, не узнал на практике, какие могут возникнуть сложности, как работать с сопротивлением – то, как преподаватель для бизнеса, он «ноль».
Это «транслятор знаний», но никак не опыта, навыков и методик. Соответственно, единственный вариант, обучиться технологиям – это получить бизнес-образование, задачей которого и является обучение управлению рыночной структурой, т.е. организацией. Среди таких программ в нашем портфеле присутствуют: «Менеджмент Профи (mini MBA)», «Mini MBA – КАРЬЕРА», «Коммерческий директор», «Управление производством», «HR-директор: от стратегии компании к стратегии управления человеческими ресурсами».

Когда в 2004 году мы создавали Бизнес-школу, то наивно предполагали, что всем окружающим понятно, чем мы намерены заняться. Мы видели среди своих клиентов предприятия, для которых само по себе обучение сотрудников – это часть необходимого функционала, выполняемого HR-отделом или самим руководителем компании. Но ситуация изменилась, и поле нашей деятельности расширилось за счет обучения физических лиц, которые идут к нам получать образование по программам профессиональной переподготовки и повышению квалификации.

- Т.е. в Вашей бизнес-школе помимо бизнес-образования по управлению компанией можно обучиться на программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки?

Безусловно. Вообще, сам термин «бизнес-образование» относительно молодой, поэтому и его границы строго не определены. В широком смысле к бизнес-образованию можно отнести все виды обучения по направлениям, связанным с управлением рыночной организацией, соответственно это и первое высшее образование, и дополнительное образование. В узком смысле – это программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки (в т.ч. управленческие программы mini МВА, MBA, DBA), спецкурсы, тренинги и семинары, а также корпоративное обучение. На наш взгляд, бизнес-образование – это любой образовательный продукт, существующий в бизнес-школе, целью которого является развитие профессиональных навыков, необходимых для решения каждодневных рабочих задач рыночной структуры.

- Не секрет, что многие вузы также обучают по различным программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации. В чем разница между такими программами в вузах и в бизнес-школах?

- Если вспомнить, как это было, то бизнес-образование в вузах возникло в ответ на запрос рынка, когда огромное количество инженеров решило приобрести другую специализацию. Для этого стали внедрять курсы повышения квалификации по менеджменту, маркетингу, финансам и т.д., созданные по иностранным аналогам, без учета нюансов российской реальности. Бизнес-школа – это другая форма обучения и качественно другой преподавательский состав на 100% состоящий из практиков бизнеса, значимость опыта которых невозможно недооценивать. Это переработанные, измененные, дополненные и авторские методики, которые блестяще прошли проверку в бизнес-среде.

- А в чем еще специфика обучения в бизнес-школе?

Во-первых, в бизнес-школе не приемлем поток, к примеру, в нашей школе максимальный объем группы обучающихся 15-20 человек, а не 40-80. За счет этого происходит процесс взаимного обучения – если в аудитории присутствует 10 директоров, то работа преподавателя с одной стороны, проходит проверку на прочность, а с другой, подкрепляется статусом и опытом слушателей.

Во-вторых, наши преподаватели – это люди, которые работают в бизнесе и занимаются бизнес-консультированием, воплощая часть своей деятельности в обучении. И если бизнес образование – это передача навыков, умений и развитие управленческого мышления, то, согласитесь, что эту деятельность имеет право вести только компетентный человек.

В-третьих, работа с клиентами. Наша бизнес-школа – это рыночная организация, а это значит, что работают все маркетинговые механизмы, связанные с удовлетворением потребности клиента. Мы заинтересованы в том, чтобы клиент понимал, какой продукт он у нас покупает, иначе степень его разочарования может быть велика. В конце концов, репутация нашей бизнес-школы зависит от качества наших выпускников. Поэтому, поступая к нам, человек не просто приносит деньги и заполняет документы, но проходит собеседование, на котором мы выясняем, насколько он нуждается в бизнес-образовании.

- Даже так? Вы заинтересованы в клиентах, но можете отказать им в предоставлении образовательной услуги?

- Да, на собеседовании мы выявляем степень готовности человека к бизнес-образованию. И в этом случае привлечение клиентов любой ценой – не наш метод. Бизнес-образование полезно тогда, когда уже есть опыт, есть внутренние вопросы, есть вовлеченность и увлеченность. Если человек никогда не управлял коллективом, он не сможет взять максимум, на который мы рассчитываем. Скорее всего, мы предложим этому человеку подождать некоторое время и приходить к нам осознанно, когда у него уже будет опыт столкновения с проблемой, преодолению которой он пришел учиться.

- Юлия, мы часто говорим про опыт, практические навыки. О полученном практическом опыте пишут в отзывах студенты ВЭШ. Как осуществляется «практика» на практике?

- Все усилия бизнес-образования нацелены на развитие конкурентоспособности организации через развитие компетенций людей. В нашей школе преподаватели ставят целью не количество выданной информации в единицу времени, а результат самостоятельной работы человека. Мы предлагаем человеку решить задачу самому, «здесь и сейчас» при помощи экспертов и обратной связи. Например, наши студенты выполняют несколько работ (в том числе, курсовые) на проблемном материале своей организации. Берутся какие-то отдельные сегменты, выявляются проблемы, предлагаются пути их разрешения. Все это обсуждается, редактируется, отстаивается, критикуется… и в результате рождается, если не истина, то адекватное понимание ситуации, а значит, и оптимальное решение. Получается своего рода встроенная консультация.

Кроме того, мы учим на примере кейсов (переработанный, но реальный пример какой-либо ситуации), созданных преподавателями нашей бизнес-школы на основе собственного консалтингового опыта. Стоит отметить, что управление бизнесом – это эклектичная деятельность, поэтому чаще всего применяются «междисциплинарные кейсы», и часто случается, что одно занятие могут вести три специалиста, например, по финансам, маркетингу и менеджменту. Бизнес-школа – это достаточно гибкая структура, которая может создать новую программу-продукт под имеющуюся ситуацию.

- Сегодняшняя создавшаяся ситуация кризиса повлияла каким-то образом на ВЭШ?

- Разумеется. Существуют две реакции на кризис – впасть в депрессию и пойти учиться. Если до кризиса в 80% за обучающихся платили предприятия, то сейчас на годовых программах те же 80 % учатся за свои деньги. Люди хотят иметь определенную свободу выбора, а образование – спутник независимости.

- Заключительный аккорд: бизнес-образование – это…?

- Это образовательный продукт для обеспечения успешного управления конкретным  бизнесом. Основные предметы бизнес-образования – менеджмент, маркетинг, управление финансами и человеческими ресурсами. И если вам необходимы стратегическое видение, действенные инструменты решения профессиональных задач, а также структуризация вашего практического опыта…то, здравствуйте!

 

Бизнес-школа «Высшая экономическая школа». основана в 2004 г. Бизнес-образование: семинары, тренинги в Екатеринбурге.

620075, г. Екатеринбург, ул. Тургенева, 22 Карта проезда
342-01-10 (11,12,13), 361-32-32, info@veshk.ru ICQ: 590890024

      Промо Эксперт - продвижение сайтов.


1