Бизнес-школа при институте экономики УрОРАН
Вход для слушателей Клуб В
Философия нашей бизнес-школы:
живая экономика - это отражение нашего восприятия бизнеса как жизнеутверждающего творчества

Программы обучения MBA General Mini-MBA Менеджмент Финансы Маркетинг и реклама Управление персоналом (HR) Продажи Управленческие навыки и личная эффективность Логистика и закупки Розница Управление производством Программы для руководителей Психологические программы и личностные тренинги Корпоративное обучение ВЭШ-Консалтинг Центр практической психологии и развития личности Мастер-классы

Фотоотчеты

"Лидерство как стиль жизни"

11 Мая 2011 (Интервью с Ильичевой В. А.)

В последнее время тема лидерства как никогда актуальна. И чем популярнее она становится, тем больше появляется разных смыслов и пониманий того, кто же такой лидер. О том, что же все-таки скрывается за этим манящим словом, мы беседуем с автором и ведущей тренинговой программы «Эмоциональное лидерство» Валерией Александровной Ильичевой.


- Валерия Александровна, что такое лидерство и кто такой лидер в Вашем понимании?

- Есть несколько взглядов на то, что такое лидерство и кто такой лидер. В традиционном понимании лидер – это человек, который может вдохновить, зажечь и повести за собой. На этом, собственно, его задача и заканчивается. У меня, как у тренера, в таком случае возникает вопрос: ради чего это делается? Поднять всех под красное знамя – это одно, а вот понимать, куда вести, что мы там будем делать, ради какого результата – это совсем другое! В связи с чем мне более близка концепция нового лидерства, в которой есть два принципиально других аспекта:

  1. Лидер – это человек, который не только зовет и увлекает за собой, а может транслировать свои знания, умения и навыки, т.е. обучать других и организовывать их работу, направлять их действия. Это человек, который обладает четким видением («куда мы идем») и может с помощью других людей реализовать это видение максимально эффективно: творчески, быстро и качественно.
  2. Лидер – это человек, который в общечеловеческом смысле служит людям: он растит и развивает новых лидеров и через это качественно меняет действительность. В таком случае важнее становится качественное преобразование жизни (лучший продукт, лучшая услуга), а не социальное превосходство («я – главный»).

- Валерия Александровна, давайте подробнее поговорим о каждом из этих аспектов. Насколько все-таки важна для лидера эмоциональная заразительность?

- Безусловно, в каждой задаче, которую руководитель ставит своим подчиненным, есть две составляющие: предметно-содержательная (что делать, какой должен быть результат) и эмоциональная (вдохновить делать, замотивировать). Практика показывает, что наиболее успешны те проекты, где преобладает именно эмоциональная составляющая. Но это не значит, что лидер – это обязательно человек-оркестр, которого слышно за километр в округе, который фонтанирует эмоциями и экспрессивно машет руками. Лидер – это человек дела, приносящего результат, который увлечен им и может увлечь других. Вот этой своей увлеченностью, уверенностью в успехе, желанием воплотить все в лучшем виде лидер и делится с окружающими.

- Да, Вы правы, это очень разные эмоции. Как сделать так, чтобы использовать нужную?

- Надо развивать свой эмоциональный интеллект (EQ)! Если объяснить кратко, то EQ –это способность понимать и управлять собственными эмоциями, а также эмоциями других людей. Специфика развития эмоционального интеллекта такова, что как только мы начинаем развивать EQ, мы начинаем развиваться как личность в целом. Начав однажды двигаться в направлении лидерства, уже невозможно жить по-старому. Лидерство становится новым стилем жизни.

Развитие EQ – это хорошая база для любых аспектов переговорного процесса: с клиентами, коллегами, подчиненными. Мы становимся более проактивными, т.е. не реагируем на происходящие события и поведение людей, а заранее предполагаем и выстраиваем ситуацию наиболее эффективным для нас способом.

- Это как раз то, что касается управления эмоциями других людей? Нажимаешь на кнопку - и получаешь результат?

- Не совсем так. Нажать на кнопку и получить результат – это манипуляция, а не лидерство! С помощью манипулятивных техник, безусловно, можно сделать так, чтобы другой выполнил нужную Вам задачку. Но, как только он поймет, что Вы сманипулировали, доверие к Вам будет утеряно. И в следующий раз все может выйти не самым лучшим для Вас образом. Кроме того, манипуляция работает только тогда, когда Ваш сотрудник/подчиненный точно знает, как нужно выполнить задачу и что делать. Если же задача новая, с высокой долей неопределенности, ничего кроме страха и саботажа (сознательного или бессознательного) Вы не получите.

Как же убедить подчиненных и коллег, чтобы они сделали то, что тебе нужно? Как вдохновить их, включить творческий подход к решению? Как сделать так, чтобы они выросли в профессиональном плане, решая эту задачу? Чтобы испытывали чувство удовлетворения от результатов своей индивидуальной работы и команды в целом? Это и есть основные вопросы, ответы на которые ищут все руководители.

- Собственно вопросы мотивации…

- Именно так. Каждый день мы принимаем решения и продаем идеи. Причем продаем их именно на уровне наших эмоций и желаний. Посмотрите на современную рекламу. Она почти перестала строиться на рациональных характеристиках товаров, а все больше затрагивает наши чувства, эмоции, ассоциации, работает над впечатлением вообще. 
Так и в работе с подчиненными: их поведение всегда иррационально, и, если у руководителя нет эмоционального контакта с ними, то даже самая совершенная система оплаты, бонусов и бенефитов не сподвигнет человека на полную отдачу, ответственность и креативность.

- Хорошо, а зачем руководителю понимать свои эмоции и управлять ими?

- Потому что начинать всегда нужно с себя! Чтобы научиться понимать других, надо понимать собственные состояния и осознавать их. Это необходимо для того, чтобы воспринимать другого человека непосредственно, а не через призму своих ожиданий и реакций.

Представьте себе такую ситуацию: руководитель – человек, склонный к резким эмоциональным перепадам. Сегодня он в отличном расположении духа и "все вокруг молодцы"; а завтра он, к примеру, поругался, неважно даже с кем: женой, официантом, партнером, сотрудником ДПС… Всё! В офисе гром и летят молнии во всех, кто не увернулся. Что должны думать подчиненные о таком шефе? Где критерий того, хорошо они справляются со своей работой или нет? Есть ли у них доверие к такому руководителю и желание развиваться под его началом? Думаю, что ответ будет очевиден.

- Валерия Александровна, что же будет происходить на занятиях?

- Прежде всего мы разберемся с «Я – концепцией» лидерства каждого участника. Ведь у каждого есть как сильные стороны, ресурсы и таланты, так и внутренние ограничения и неконструктивные установки. И только на основе такой глубокой диагностики можно выстраивать дальнейший план действий и развития.

Вторая задача – научиться разделять роли руководителя: менеджерскую и лидерскую. Функции менеджера – это планирование, целеполагание, постановка задач и контроль их выполнения. Функции лидера – трансляция ценностей и смыслов, управление мотивацией, управление конфликтами, переговоры, управление изменениями, работа с сопротивлением и саботажем.

И третья – это наработка навыков мотивирующей обратной связи, наставничества, супервизии, коучинга, убеждения и влияния в практических заданиях и ролевых играх. Кроме того, развитие навыков проведения совещаний, публичных выступлений и самопрезентации.

- На какой результат могут рассчитывать слушатели?

- Самый главный результат, который получают слушатели – это понимание того, что формирование в себе лидера – процесс не одного дня. Это ежедневная работа. Но одного понимания мало, каждый уносит еще и четкую, практически пошаговую стратегию собственного развития. Участвуя в программе, каждый может получить именно тот толчок (от группы и/или тренера), который позволит изменить его поведение и, в конечном счете, достичь того, что он хочет. Ведь быть Лидером – это путь к гармоничному проживанию собственной жизни и получению удовольствия от неё!

Будем рады видеть Вас на программе  «Эмоциональное лидерство»!

 

Бизнес-школа «Высшая экономическая школа». основана в 2004 г. Бизнес-образование: семинары, тренинги в Екатеринбурге.

620075, г. Екатеринбург, ул. Тургенева, 22 Карта проезда
342-01-10 (11,12,13), 361-32-32, info@veshk.ru ICQ: 590890024

      Промо Эксперт - продвижение сайтов.


1