Бизнес-школа при институте экономики УрОРАН
Вход для слушателей Клуб В
Философия нашей бизнес-школы:
живая экономика - это отражение нашего восприятия бизнеса как жизнеутверждающего творчества

Программы обучения MBA General Mini-MBA Менеджмент Финансы Маркетинг и реклама Управление персоналом (HR) Продажи Управленческие навыки и личная эффективность Логистика и закупки Розница Управление производством Программы для руководителей Психологические программы и личностные тренинги Корпоративное обучение ВЭШ-Консалтинг Центр практической психологии и развития личности Мастер-классы

Фотоотчеты

"Искусство оратора: великий ум проявляет свою силу не только в умении мыслить, но и в умении говорить"

17 Июня 2011 (Интервью с Сушковой Т.М.)

Часто мы замечаем, что одних людей мы готовы слушать часами, речь же других, в лучшем случае, оставляет равнодушными. К сожалению, первые встречаются намного реже вторых…
О том, из чего складывается умение красиво говорить, и как ему учат в ВЭШ, наша беседа с Татьяной Михайловной Сушковой – доцентом кафедры «Сценическая речь» ЕГТИ, актрисой Академического Театра Драмы, более 15 лет занимающейся обучением профессиональных актеров и являющейся действительным членом лаборатории «Сценической речи РАТИ» (г. Москва); автором учебной программы «Дыхание и голос», автором и ведущей программы «Искусство оратора».


Татьяна Михайловна, расскажите, в чем суть разработанной Вами программы «Искусство оратора»?

Программа, как следует из названия, направлена на освоение секретов ораторского искусства и мастерства красноречия, и состоит она из двух основных этапов.

Первый этап посвящен личной эффективности оратора. С одной стороны, это овладение участниками культурой общения, освоение стилевых различий русского языка, понимание его логики. С другой – это рече-голосовой тренинг, развивающий дикцию, интонационную выразительность, это работа над исправлением речевых ошибок, например, таких как уральский говор, или «оканье».

Более того, в наше время очень популярна и востребована тема «дыхания». Многие ораторы о нем забывают. Что же в итоге? Воздух заканчивается на середине фразы или слова, голос устает, становится сиплым и маловыразительным, либо, наоборот, при волнении становится «завышенным» и тоненьким.

А что происходит на втором этапе программы?

На втором этапе мы уделяем внимание развитию умения привлечь и удержать внимание слушателя, изучаем построение речи, логические формы, виды аргументов – то есть учимся тому, как правильно построить публичное выступление, какие доказательства использовать, какие методы убеждения применить в том, или ином случае.

Что немаловажно: в ходе программы участники учатся избегать монотонности. Известный факт, что внимания аудитории хватает максимум на 7 минут, и если выступающий не использует инструменты речевой выразительности, какой бы интересной не была тема – аудитория речь не воспринимает.

Каким образом участники осваивают навыки управления голосом, дыханием, интонационной выразительностью, умение работать с аудиторией?

На программе мы вместе со слушателями выполняем множество специальных упражнений, которые уже не один десяток лет используются для профессиональной подготовки актеров. Это и чистоговорки, и скороговорки, и распевки, и растяжки, и специальная дыхательная гимнастика…

Участники также готовят небольшие выступления на произвольную или заданную тему, учатся интонационной выразительности на примерах русской классики: стихов, басен, отрывков из прозы. Примерно через занятие мы записываем выступления на камеру, а затем активно обсуждаем в группе. В результате такого видеоанализа слушатели сами понимают и осознают как свои сильные стороны, так и ошибки. Кроме того, идет всесторонняя обратная связь – от группы (участники делятся своими впечатлениями от выступления) и, конечно же, от меня. Моя задача – дать каждому, с учетом индивидуальных особенностей, рекомендации по улучшению навыка публичных выступлений.

Татьяна Михайловна, в чем особенность, уникальность Вашей программы?

Дело в том, что многие подобные программы не затрагивают речевую технику, так как специалистов в этой области у нас в городе можно пересчитать «по пальцам». Упор делается на навыке работы с аудиторией, мимике, жестах, положении в пространстве. Но ведь этого недостаточно! Как можно эффективно работать с публикой, если сам оратор плохо владеет своей речью и голосом? На нашем курсе этому аспекту уделяется значительное внимание.

Как актриса, я особенно понимаю необходимость чувствовать уверенность в своих силах. Именно поэтому в программу, в обязательном порядке, входят тренинговые упражнения на раскрепощенность и развитие уверенности в себе.

Кроме того, очень часто люди из-за волнения не могут справиться со своей помятой прической, ногами, руками… И на программе мы, в том числе, учимся управлять своими эмоциями: чтобы они шли на пользу, а не во вред.

Скажите, пожалуйста, кому будет полезен этот курс? Что в итоге получит слушатель и где сможет использовать эти знания?

На мой взгляд, программа будет полезна каждому культурному человеку, и особенно тем, кто, так или иначе, связан с людьми. К нам приходят руководители, юристы, журналисты, менеджеры по продажам, собственники компаний – те, кто много общается, и чья эффективность напрямую зависит от правильно выстроенного процесса коммуникаций.

Иногда приходят преподаватели университетов, потому как, к сожалению, в современном образовании искусству красноречия уделяется мало внимания, а ведь преподаватель, учитель – это носитель правильного русского языка вне зависимости от предмета, который он преподает, это человек, от которого зависит развитие будущих поколений.

Татьяна Михайловна, можете ли Вы поделиться «историей успеха» одного из участников?

С удовольствием! Однажды на программу «Искусство оратора» пришла женщина, руководитель крупной фирмы, и попросила научить ее «кричать на подчиненных». Дело было в том, что во время серьезного разговора с сотрудниками ее эмоции переходили в визг, что вызывало у подчиненных смех, цель же разговора, естественно, не достигалась.
Через два месяца, после прохождения программы, участница научилась контролировать свои эмоции, легко устанавливать личный визуальный контакт с подчиненными, с помощью голоса и интонаций расставлять акценты в речи, чтобы подчеркнуть важность той или иной информации. На последнем занятии участница призналась, что ее «уже по телефону не узнают».

Курс длится два месяца. Реально ли за это время стать блестящим оратором?

Для того чтобы стать блестящим оратором нужно совершенствоваться всю жизнь! Но, безусловно, за 2 месяца регулярных занятий у участников наблюдается существенный прогресс. Кроме того, каждый выходит с занятий с «личным списком рекомендаций и упражнений», который он может использовать для дальнейшего саморазвития.

Ораторское искусство – как и любой другой навык, нуждается в постоянной практике. И чем больше участник обращает внимания на свою речь, занимается ее развитием, пробует свои силы в публичных выступлениях, тем больших успехов он добивается на этом поприще!

Будем рады Вас видеть на программе «Искусство оратора»

 

Бизнес-школа «Высшая экономическая школа». основана в 2004 г. Бизнес-образование: семинары, тренинги в Екатеринбурге.

620075, г. Екатеринбург, ул. Тургенева, 22 Карта проезда
342-01-10 (11,12,13), 361-32-32, info@veshk.ru ICQ: 590890024

      Промо Эксперт - продвижение сайтов.


1